среда, 18 марта 2015 г.

Дети в интернете. Результаты нашего исследования

Даже если у вас нет пока своих детей, вы все равно наверняка заметили маниакальное увлечение
современных школьников интернетом. Буквально повсюду мы видим ребят со смартфонами
и планшетами в руках и прикованным к устройству взглядом. Вокруг обладателей "чуда" обычно
скапливается целая кучка склонившихся над устройством сочувствующих, любопытствующих
и завидующих сверстников. А если вы уже обзавелись своими...

Ну а если вы уже обзавелись своими отпрысками, вы уж точно ни одно копье сломали, пытаясь объяснить своему ребенку, что интернет это еще не вся жизнь.
Похоже, дети попались во всемирную сеть. Такое ощущение, что обратной дороги уже нет. Наша задача как родителей - четко осознать текущее положение вещей и научить нашего ребенка как из этой ситуации взять максимум пользы, сократив всякого рода издержки и риски.
Прежде чем ругать "опять виснешь в контакте!" давайте попытаемся понять ребенка... Ведь для детей интернет - это целый мир, интересный и многообразный! Бесконечный источник информации, вдохновения для творчества и общения. Он и правда чересчур привлекателен для них. С другой стороны, точно также как и в мире реальном, в сети детей поджидает масса угроз. Просто ребенок должен научиться им противостоять.
Тема "Дети в интернете" нам показалась очень актуальной. Поэтому мы с дочкой ее взяли для научного проекта в школе.

Почему мы не можем запретить детям интернет
Как ни крути, использование интернета очень полезно для развития детей. Современным детям невероятно повезло, ведь в отличие от нас в детстве, они могут получить ответ на любой вопрос в режиме just in time. С интернетом пришла настоящая ЭРА ПОЧЕМУЧЕК. Сейчас дети могут моментально удовлетворить свое любопытство обо всем. Например, захотела научиться дочка шить текстильных кукол - нашла видео урок и научилась. При этом никто из членов семьи этого не делал раньше. Ее научил интернет. Чем не эволюционный прорыв?

Вспомните, в нашем детстве чтобы что-то узнать нужно было искать нужную книгу в магазине или библиотеке в огромной картотеке. Например, захотели мы узнать про животных Галапагоских островов. Чтобы съездить в библиотеку, найти книгу и выписать то, что нужно требовалось бы около 3 часов. А сейчас – ответ на любой вопрос в интернете находится за 1-2 минуты. То есть информация сегодня поступает к современным детям примерно в 120 раз быстрее!
Интернет открывает современным детям расширенные возможности для общения. Благодаря интернету можно общаться с подругой, даже из другого города, даже из другой страны или другого континента! Наши дети уже знают, как живут ровесники в США, Австралии, Индии или Китае. Кроме того, выбирают нужный круг по интересам и общаются с единомышленниками. Скажем, увлекается Маша созданием мультфильмов. В классе ей не с кем это обсудить. А через интернет она найдет миллион друзей с таким же хобби по всему миру.
К тому же, если бы она победила в конкурсе на самый лучший мультфильм, она смогла бы заявить о своих успехах на весь мир. У Маши появились бы поклонники, фоловеры. А вдруг это станет будущей профессией Маши? Известность и популярность, как создателя мультфильмов с раннего возраста, ей может помочь в будущем.
Почему без нас они в интернете потеряются?

Для детей в сети масса развлечений. И если увлечься, то можно развлекаться день и ночь напролет. Игры, конкурсы, видео и прочее. Прямо как в Городе Дураков в бессмертном Носовском произведении. Помните, что стало с теми, кто не желал остановить свое увеселение в режиме нон-стоп? Абсолютно те же опасности, с которыми столкнулся Незнайка, подстеригают и наших с вами детей .
Несмотря на озадаченность взрослых пагубными сторонами интернета в жизни детей, рисками контакта с преступным миром (наркотики, сайты с взрослым контентом, возможность контакта с педофилами) и кражами персональных данных членов семьи, все-таки массово детей поражают совсем иные недуги, подцепленные из сети. По результатам исследования ВЦИОМ основной вред детям приносят такие побочные эффекты сети как развитие потребительского образа мысли и интернет травля. Известно не мало случаев по всему миру, когда до суицида подростков доводит именно социальная жизнь в интернете. Только родители в ответе за все возможные последствия.
Ведь и здесь важно подставить свое плечо пока не поздно.
Интернет для детей - это бездонный источник удовлетворения их любопытства, но со временем у детей развивается зависимость от интернета. Это еще одна беда. Кстати это уже научно подтверждено - при лишении гаджетов у детей уровень тревоги зашкаливает, а особо неустойчивые могут даже иметь суицидальные мысли. Целое полчище младших школьников постоянно сидят "В контакте" и посматривают забавные видео, картинки, тесты, буквально не отрываясь. Это крадет у них детство и жизнь.
Получается, Маша учится в школе, снимает мультики, развивается в интернете, а Петя просто сидит в соц.сетях и смотрит забавные картинки день и ночь напролет. Маша сможет зарабатывать деньги продавая свои мультики детским телеканалам. А Петя потратит детство впустую, не научившись ничему и ничего не добьется в жизни. Вот вам на пальцах противоположное влияние интернета на детскую судьбу.
Какое иссдедование мы провели в своей школе

А теперь, собственно, к исследовательской части, которую мы организовали в своей школе. Основным методом исследования стало анкетирование школьников 1, 3 и 4 классов (совокупно 294 человека) по данной теме. Анкета опубликована в более раннем моем посте.
Кроме того, вспомогательным методом стало выборочное изучение содержания интернет страниц школьников в социальных сетях.
Нами изучались следующие вопросы:
· Вовлеченность школьников в интернет активность
· Роль интернета в жизни младших школьников, функции интернета в жизни детей
· Знание угроз, которые встречаются в интернете и способность им противостоя

Итак давайте перейдем к результатам исследования.
Если в первом классе еще есть дети, и их 5%, которые не знают, что такое интернет,
то в 3 и 4 классах это понятие знакомо абсолютно всем школьникам.
Причем, если в первом классе еще велика часть детей, использующих интернет нерегулярно - 33%,
то к третьему классу их доля падает в 2 раза и составляет уже чуть более 15%.
При этом частота использования интернета с возрастом имеет тенденцию к росту.
В третьем классе более 40% детей заходит в интернет несколько раз в день,
да и в первом эта цифра очень значима - более 30%.
Следует признать, многие дети буквально живут в сети.
Вместе с возрастающей частотой входов в интернет, в жизнь детей проникают и социальные сети.


Даже в первом классе регистрацию в одной и более социальных сетях имеют  60%.
А к четвертому классу доля пользователей соц.сетей возрастает до 85%.
Это уже подавляющее большинство. Причем существенный рост происходит как раз
при переходе от третьего к четвертому классу.
Абсолютным лидером среди социальных сетей в нашей возрастной группе
является проект «В контакте». Поэтому на примере страниц «В контакте» можно сделать вывод -
чем интересуются дети в интернете в свободное от учебы время.
На страницах школьников преобладает развлекательный материал, однако есть примеры,
когда дети делятся своими достижениями, учатся готовить, делать оригами, обсуждают хобби,
ищут партнеров по танцам и так далее. И конечно общаются.
Чтобы понять, какую роль интернет играет в жизни детей мы спросили их самих,
чем можно заменить интернет, если вдруг его не станет.
Как ребенок отреагирует, если лишится интернета.
При этом 35% обратились бы к журналам и книгам.
Вероятно, это как раз те, кто использует интернет в развивающих целях и для учебы.
Примечателен высокий процент детей, которые посчитали бы исчезновение интернета
катастрофой для себя - около 8%. Примерно такой же показатель в четвертых классах.
Напрашивается вывод, что он отражает долю зависимых от интернета детей.
Согласитесь, не мало!
Давайте посмотрим с какими целями дети используют интернет.
Для игры - 64%. Для учебы тоже много 55 %, то есть больше половины.
Общаются в интернете - 52% третьеклассников.
Не нужен интернет малому количеству детей – всего 6%.
Насколько дети знакомы с возможными опасностями интернета?
На слайде отмечена доля детей, которые правильно смогли назвать
хотя бы одну из реальных угроз для себя и своей семьи в сети интернет.
К четвертому классу таких уже 20%. Среди настоящих угроз чаще всего называли
вред для зрения и мошенничество. Некоторые дети все-таки назвали такие угрозы,
как риск нежелательных контактов с преступным миром, интернет троллинг,
риск развития потребительского отношения к жизни (так и написали - "от интернета тупеешь").
Но это все же единичные случаи.
Важно, что осознанно написать о нескольких реальных угрозах не удалось никому.
Рассматривая угрозы, которые могут встретить дети в интернете, следует признать,
что они достаточно серьезны. Ущерб от них может быть очень велик.
И ребенок, даже весьма развитый, всегда будет уступать в прозорливости опытным злоумышленникам.
Поэтому только он тогда способен противостоять опасностями интернета,
когда он имеет обсуждает полученную в сети информацию с родителями.
На деле же далеко не все дети имеют возможность и желание делиться с родителями своей интернет жизнью.
36% третьеклассников не обсуждают с родителями свою активность в интернете,
а к четвертому классу уже 48% скрытных. Это говорит об уязвимости именно четвероклассников,
у которых активность в сети уже максимальна (среди младшей школы), но они имеют секреты от родителей
и не готовы обсуждать с родителями свою интернет жизнь (в половине случаев) .
Теперь мы готовы перейти к выводам.
1. Дети 6-11 лет глубоко вовлечены в интернет жизнь и с возрастом наблюдается только рост активности.
2. Подавляющее большинство из них недостаточно осведомлены об угрозах, которые им могут встретиться в сети.
3. Не обсуждая с родителями свою активность в сети, около половины из детей не готовы противостоять интернет угрозам.
4. Дети активно используют возможности интернета для развития, но не на 100%, уделяя больше внимания развлечениям в сети.
5. Для того, чтобы приручить интернет поможет создание индивидуальных правил интернета и соблюдение их в реальной жизни.
На слайде простых правил, которые мы с дочкой приняли для себя после проведения этого исследования.  А это и было основной целью нашего проекта.


Надеюсь, подробнейшее изучение вопроса ребенком и непосредственное участие
в проведении работы поможет формированию у дочери осмысленного отношения
к такому неоднозначному явлению современной жизни, как Интернет.
P.S. Памятка по безопасности интернета для детей, краткий и развернутый вариант здесь(выложу потом).
Кстати, если кто надумает провести такое исследование в своей школе,
готова помочь инструментарием и текстом доклада... Дело то хорошее.
Что вы думаете об этих результатах? Сталкивались ли вы с интернет зависимостью у детей?
Как вы используете интернет для их развития?